Подходит к концу 2010 год и приходит время составления разнообразных рейтингов и хит парадов. Не удержусь и я от этого, и попытаюсь выделить 10-ку фильмов которые более всего мне запомнились в уходящем году. Сразу оговорюсь что это очень субъективный взгляд и мной не отсмотрено большое количество фильмов которые выходят нас в прокате только весной.
Итак мой топ-10 уходящего года:

10. Daybreakers (Воины света)



В 2019 году человечество поразила новая инфекция. Теперь, практически всё население Земли - вампиры. Люди вынуждены скрываться, чтобы выжить. Вампиры и люди на грани вымирания.
Фильмов снятых о вампирах очень много, а хороших среди них практически нет. Но, фильм «Воины света» снят в соответствии с классическими канонами жанра. Вампиры категорически ненавидят свет и боятся загара. Людей они воспринимают как корм и не более того. Из главных отличий этого фильма от остальных можно назвать текущее господство вампиров над человечеством и "деромантизацию" образа вампира. Теперь люди вынуждены скрываться, так как на них открыта самая настоящая охота.Майкл Спириг, Питер Спириг сняли достаточно умное, атмосферное и интеллигентное кино. Им удалось ухватить суть отличия человека от упыря — упырь может быть хорошим, человек может быть плохим, но человек может сидеть на солнышке и смотреть на восход, а упырь горит ясным пламенем. Человек — живой, упырь — мертвый. Небольшая, вроде, разница, особенно учитывая, что мертвецам живется совсем неплохо. Но когда в "Воинах света" восходит солнце, почти физически чувствуешь его теплый свет на лице и счастливо понимаешь — живой.


9. Predators (Хищники)



Восемь особо опасных преступников, в числе которых боевик мексиканской наркомафии, гангстер с финкой, якудза и африканский головорез, помимо своей воли оказываются на неизвестной планете. Спустя некоторое время они понимают, что их новая среда обитания - не что иное, как охотничий заповедник, в котором они - дичь, а в роли охотников – космические охотники Хищники.
Роберт Родригез еще в 90-х мечтал о съемках продолжения знаменитой дилогии про Хищника и даже написал несколько вариантов сценария. Но найти средства, команду и довести проект до конца удалось только сейчас. И в этом есть свои преимущества: «Хищники» - это очень технологичное кино, в нем правят бал спецэффекты и цифровые кунштюки. Эта часть кино выполнена очень тщательно и эффектно. Апокалипсическая атмосфера может достигаться и менее технологическими способами, тому полно примеров в кино прошлого столетия, однако именно мощь виртуальных киноинструментов делает эту атмосферу такой убедительной. Помимо этого, в фильме Нимрода Антала есть и то, без чего этот фильм был бы не столь хорош, – брутальный, животный драйв настоящей охоты, смертоносной игры, в которой по обе стороны - самые опасные существа в существующей системе координат. Дикое, драйвовое и очень красивое кино.

8. Unstoppable (Неуправляемый)



Кондуктору-новичку Уиллу (Крис Пайн) и опытному железнодорожнику Фрэнку (Дензел Вашингтон) выпадает случай вместе перегнать товарняк из пункта А в пункт B. В это же время из соседнего депо по недосмотру выезжает другой состав: несущийся на огромной скорости, без машиниста, под завязку забитый токсичным и легко воспламеняющимся грузом. Вопрос: как остановить неуправляемый электропоезд?
Режиссер Тони Скотт в нулевых вдруг выработавший собственный почерк и перешедший благодаря этому из ремесленников в авторы, долго пытался найти гармоничное соотношение любимых содержания (экшен) и формы (сверхскоростной монтаж). Нашлось оно в самом неожиданном жанре — кино про поезда. В «Неуправляемом» нет планов дольше минуты, но и в будничной манере подвергаются переосмыслению все стандартные способы киносъемки (общий план, панорамирование, «восьмерка»).Сюжет фильма, который в течение двух лет планировал снимать Мартин Кэмпбелл, основан на реальных событиях. Так что шаблонность персонажей можно списать на блеклость их прототипов из реальной жизни — действие картины происходит в замшелой американской глубинке.


7. Начало (Inception)



Дом Кобб (Леонардо Ди Каприо) - специалист в области сновидений, извлекатель, способный проникать в подсознание любого человека и находить там его секреты. Он работает на сильных мира сего, разузнавая для них конфиденциальную информацию о конкурентах. У него есть целая команда надежных и талантливых коллег: педант Артур (Джозеф Гордон-Левитт), архитектор Ариадна (Эллен Пейдж), имитатор Имс (Том Харди) и химик Йусуф (Дайлип Рао). Но эта работа превратила его в вечного беглеца и лишила всего, что он любил. Поэтому, когда появляется новый клиент Сайто (Кен Ватанаби), способный дать Коббу новую жизнь, он без сомнений соглашается на его условия. Однако задача не будет проста: вместо того, чтобы украсть идею, ее надо внедрить. На пути Кобба встанет только одному ему известный враг - враг из его собственного подсознания.
В основу фильма легла идея, что спящий человек считает свои сны реальностью, пока не проснется, поэтому бывает так сложно отличить реальный мир от сновидений. Так или иначе с этим сталкивается каждый человек: в минуты счастья нам кажется, что все вокруг - это сон, а в тяжелые моменты, наоборот, очень хочется проснуться. Такая в целом понятная идея обрастает в фильме сложными подробностями и деталями, создавая на экране целый фантастический мир, нет, даже несколько миров: красивых и пугающих, мирных и воинствующих, пустынных и густонаселенных...


6. The Town (Город воров)



Район Бостона Чарльстаун – Мекка для криминальных элементов разных мастей. Если в городе случилось ограбление, разбой, изнасилование или убийство, полиция отправляется именно сюда. Здесь же живут члены банды, умело и с выдумкой обчищающей сейфы городских банков. Негласный лидер группировки Дуг МакРэй (Бен Аффлек) разрабатывает план, а Джем (Джереми Реннер) и ребята делают всю грязную работу. Однажды грабители берут в заложницы банковского менеджера Клэр Кизи (Ребекка Холл), что идет вразрез с их обычной практикой. Но проблемы возникают тогда, когда выясняется, что Клэр живет в Чарльстауне, а значит, пусть и теоретически, может опознать МакРэя сотоварищи. Дуг подстраивает случайное знакомство, чтобы выяснить: что Кизи помнит и знает. Очень быстро вынужденные встречи оборачиваются серьезной влюбленностью…
После впечатляющего дебюта в полном метре было очевидно, что Аффлек-режиссер продолжит новое для себя начинание, желая (что логично) доказать неслучайность первого успеха. Выбор пал на роман Чака Хогана «Принц воров», повествующего о трудных буднях криминального Бостона. Означенная в первоисточнике интрига – непростой выбор между воровским долгом и желанием раз и навсегда изменить порочный уклад жизни, – заранее программировала возможные способы реализации, когда, с одной стороны, можно сделать ставку на зрелищность (перестрелки, погони, ограбления), а с другой – драматургически переосмыслить классическую схему а-ля «свой среди чужих, чужой среди своих». Аффлек отказался делать выбор между тем и другим, решив (в лучших традициях Майкла Манна и Мартина Скорсезе) сложить пазл фильма из всех возможных кусочков и частей.

5. Monsters (Монстры)



После крушения над Центральной Америкой космического челнока с образцами инопланетной жизни, половина Мексики закрыта на карантин. В так называемой «Зараженной зоне» начинают появляться существа иноземного происхождения, желающие расширить ареал своего обитания. Военные вынуждены сдерживать постоянные атаки пришельцев. Фотокорреспондент Эндрю (Скут МакНайри), командированный в эпицентр событий, получает задание отправить на родину дочь (Уитни Эйбл) своего шефа. Проблемы на границе вынуждают парочку рисковать: в сопровождении проводников они идут сквозь «Зараженную зону», где смертельная опасность поджидает человека на каждом шагу…
Сюжетная канва «Монстров» Гарета Эдвардса недвусмысленно отсылает не только к «Району №9» Бломкампа, но и «Монстро» Ривза. Очевидно, тема иноземного вторжения переживает сейчас второе рождение. С той лишь разницей, что, в отличие от голливудской классики жанра 50-60-х годов, дебютанты (а все три картины – дебюты в полнометражном кино) прибегают к псевдодокументальным изыскам, выступая не столько в качестве рассказчиков, сколько свидетелей и хроникеров случившегося. Однако если Ривз и Бломкамп умело внедрили в фантастическую фабулу ряд сильных метафор и прозрачных аллюзий, Эдвардс делает ставку на взаимоотношения людей и зарождение чувств. Собственно монстров в «Монстрах» почти нет, а те, что имеются – не более чем экзотичный антураж совместного путешествия Эндрю и Саманты.

4. Machete (Мачете)



Огненное кино-буррито от Родригеса безапелляционно и с ходу опровергает тезис о том, что второй раз ситуация, как правило, повторяется в виде сплошного фарса. Нет, конечно, сам фильм и есть полная профанация и пересмешничество стандартов классического грайндхауса четверть вековой давности, но чувства, что при просмотре тебя надули и беззастенчиво кинули, как главного персонажа, ни в коем случае не возникает.
«Мачете», выросший из трейлера к несуществующему фильму, — это классический Родригес, трижды возведенный в абсолют. Просто вместо орд зомби или трехметровых оживших козюлек здесь не уступающий им в обаянии Дэнни Трехо, который дождался-таки бенефисной роли в фильме своего кузена. И не беда, что актер из него далеко не «юбилейный» — в обрамлении голых женских торсов и костей поверженных врагов это мало заметно.
Вообще, все творящееся на экране напоминает чрезвычайно неполиткоректный и местами святотатствующий детский утренник, добивающий зрителя своей непосредственностью и заставляющий, похохатывая, просить добавки, невзирая на последующие пищеварительные коллизии. Отчетливо видно, что режиссер импровизирует, а семейно-дружеский актерский подряд активно получает удовольствие от такой работы, будь то щеголяющий в гавайке с катаной на перевес Сигал, прыгающий со связанными ногами Де Ниро, надувающая губки Альба или вовсе нагая Линдси Лохан.

3. Let Me In (Впусти меня. Сага)



Вышедший в 2008-м «Впусти меня» Томаса Альфредсона прослеживал историю довольно разрушительной дружбы двоих детей — с учетом того, что один был жертвой школьных издевательств, а вторая жила на диете из человеческой крови. Теперь же макабрическую англоязычную экранизацию первоисточника той картины — одноименного романа Йона Айвиде Линдквиста — снял американец Мэтт Ривз, сделавший себе имя псевдодокументальным эпиком «Монстро».
Ривз переносит эту историю в депрессивные многоэтажки Нью-Мексико 1983-го, из открытых окон которых доносится «Let’s Dance» Дэвида Боуи. Сюжет вновь разворачивается вокруг взаимного предподросткового влечения — между мертвенно-бледным изгоем Оуэном (Коди Смит-Макфи) и луноокой дикаркой-кровопийцей Эбби (Хлои Моритц). Но по сравнению со своим шведским предшественником «Впусти меня. Сага» — кино куда более чистое в жанровом плане, почти хоррор со стилизованными декорациями и нервными сценами насилия, запеленутый в предрассветную дымку. Не каждому фанату оригинала американская версия придется по вкусу, но у фильма Ривза свои козыри. Он обращается к более глубоким, не таким очевидным эмоциям в том, что касается восприятия романтических отношений ребенком. Он заставляет зрителя задаваться вопросом, стоит ли интерпретировать связь между этими двумя недорослями как любовь или это чувство более зловещее и деспотическое. Интересно также, что Ривз — в отличие от Альфредсона — делает жертв Эбби анонимными, не давая повода симпатизировать ей из-за того, что она убивает персонажей нелицеприятных: это только повышает трагичность ситуации. Но, возможно, главное достоинство ремейка в том, что он отказывается романтизировать детское одиночество, представляя этих несчастных детишек жертвами собственного отчуждения, а не нонконформистами, избравшими путь насилия. И еще один немаловажный факт: это первый за тридцать лет фильм великой хоррор-студии Hammer.


2. Kick-Ass (Пипец)



Однажды американский школьник Дэйв Лизевски (Аарон Джонсон) задается простым, но не совсем очевидным вопросом: почему настоящим супергероям нет места в нашей жизни? Подумано, сказано, сделано. Нарядившись в незамысловатый зеленый костюм и заручившись резиновой поддержкой двух дубинок, Дэйв выходит на улицы вершить строгий и справедливый самосуд над преступниками разной масти. В мгновение ока его альтер-эго – бесстрашный Пипец – становится кумиром молодежи. И привлекает внимание криминального авторитета Фрэнка Д'Амико (Марк Стронг). Однако вскоре выясняется, что Пипец совсем не одинок. Настоящий ужас на мафию наводит неуловимый семейный подряд: Папаня (Николас Кейдж) и Убивашка (Хлоэ Морец). Их цель – Фрэнк Д'Амико. Без помощи Дэйва им просто не обойтись…
Нехитрая мысль о том, что жанр кинокомикса начинает захлебываться в сонме громких, но пустых экранизаций (исключения вроде Нолана и Снайдера вынесем за скобки) возникла отнюдь не вчера. Правда, констатация сего грустного факта не приводит к спасительному решению, а лишь расставляет точки над i. Единственный здравый выход: попытаться переосмыслить былые наработки, но не с серьезной миной на лице, а скорее с саркастической ухмылкой. Именно такую задачу поставил перед собой Мэттью Вон, взявший за точку отсчета анархический комикс Марка Миллара «Kick-Ass».
Режиссер решился на опасный эксперимент: совместить в одном целом столь разные субстанции как молодежная комедия и брутальный кинокомикс. Одна из главных ловушек такого почина вполне очевидна – первая составляющая могла вступить в конфликт со второй, в результате чего от задуманной ироничности не осталось бы и следа, что в итоге грозило превратиться в откровенный киновинегрет без какой-либо субординации. К счастью, Вону удалось расписать сольные партии балаганного веселья и драйва таким образом, что в победителях остались все. Взяв по чуть-чуть отовсюду, режиссер испек настоящий слоеный пирог, где прослойками выступили не только бесконечные цитаты и оммажи в адрес старших товарищей по цеху, но и последние хиты Prodigy. Свой персональный кубик Рубика Вон сложил с невероятной скоростью и подчеркнутой легкостью, что, конечно, обман, но обман приятный.
В некотором смысле, «Пипец» – шикарный панегирик жанру. Злой, едкий, ироничный, остроумный, неполиткорректный, местами смешной, местами жесткий и бескомпромиссный. После этого высказывания Мэттью Вона снимать комиксы, конечно, можно. Только вот стоит ли?..

1. Winter's Bone (Зимняя кость)



Снятая в серых тонах картина про девушку Ри,отчаянно и упорно пытавшуюся спасти свою семью от краха, затрагивает глубинные струны души. "Зимняя кость", которая шла в ограниченном прокате в США, скорее всего не доберется до наших кинотеатров. А жаль, такие фильмы нам очень нужны.